Поиск по сайту

Снова в школу! Рекомендации психолога родителям школьников

09.09.2013

После летнего отдыха школьники любого возраста обязательно проходят период адаптации к школе. Причем этот период длится достаточно долго: у первоклашек - 1,5 месяца, у пятиклассников - месяц, учащиеся остальных классов привыкают к школе 2-3 недели. С началом учебы коренным образом меняется образ жизни ребенка. Три летних месяца он отдыхал, спал, сколько хотел и гулял когда хотел, а теперь ему необходимо учиться, подчиняться жестким требованиям педагога и выполнять домашние задания. При этом его время должно быть расписано по минутам, а сделать это безумно сложно. Если даже взрослому человеку требуется неделя, чтобы включиться в работу после отпуска, что говорить про ребенка... В результате могут возникать различные трудности. У детей старше 10-12 лет они носят психологический характер, а вот младшие школьники могут испытывать и проблемы со здоровьем.

Как помочь ребенку адаптироваться:

1. Прежде всего, помните: основой взаимодействия с ребёнком является любовь к ребенку. Причем безусловная, не за то, что ребенок красивый, умный, способный, отличник, помощник…, а - просто так, за то, что он есть! Говорите о своей любви к ребенку, проявляйте её. Обнимайте своего ребенка не менее четырех раз в день, а лучше 8. Известный психолог Вирджиния Сатир считала, что четыре объятия совершенно необходимы каждому просто для выживания, а для хорошего самочувствия нужно не менее восьми объятий в день!

2. Постарайтесь, не путать любовь с вседозволенностью. Установите четкие правила и придерживайтесь в воспитании ребенка установленных правил. Тон, в котором сообщается требование или запрет, должен быть скорее дружественно – разъяснительным, чем повелительным. Правила должны быть согласованы между взрослыми, т.е. взрослым необходимо придерживаться единой воспитательной тактики.

3. Воспитывайте своим примером. Помните о том, что дети являются нашим отражением. Они берут пример с нас и поступают чаще всего не так, как мы говорим, а так, как мы поступаем в нашей жизни.

4. В беседах о проступках Ваша речь может быть строгой, но ни в коем случае резкой или грубой. Избегайте многословия, чтобы не потерять главный смысл. Только спокойный и доверительный тон может донести до ребёнка мысли и требования родителей. Обращаясь к ребенку с просьбой или вопросом, желательно установить с ним контакт глаз (на одном уровне). Всегда слушайте ребёнка внимательно, смотря в его глаза, тогда и он вас услышит.

5. Никогда не пытайтесь заниматься воспитанием ребенка, если у Вас плохое настроение. Важно сначала нормализовать свое эмоциональное состояние (спокойная музыка, прогулка, дыхательные упражнения…)

6. Оценивайте поступок, а не личность. Исключите «Ты плохой» (оценка личности), лучше «ты хороший, но поступил плохо» (оценка поступка). Необходимо конкретно объяснить, в чем состоит ошибка, почему ребенок поступил неправильно. Если критикуются поступок, а не личность, то у ребенка отпадает необходимость защищаться, а с ней и ненужные страхи, боязнь наказания, вынужденная ложь и т.д.

7. Никогда не вспоминайте о уже совершённых им ошибках. Всё, что было, должно оставаться в прошлом.

8. Ни в коем случае нельзя сравнивать ребенка с другими детьми, это провоцирует заниженную самооценку, неуверенность в своих силах, тревожность и другие проблемы. Сравнивать ребенка можно только с ним самим в более успешных ситуациях и хвалить за улучшение его собственных результатов. Если во вчерашнем домашнем задании он сделал 3 ошибки, а в сегодняшнем — 2, это нужно отметить как реальный успех, который должен быть оценен искренне и без иронии родителями.

9. Помогайте ребенку выражать чувства и эмоции. Интересуйтесь как прошел его день, что делал, чувствовал. Активно слушайте переживания и потребности ребенка – это значит, возвращать то, что он Вам поведал, обозначая его чувство, причем в повествовательной, не в вопросительной форме. Это помогает создавать доверительную атмосферу в Ваших отношениях.

10. Если ребенок вызывает у Вас своим поведением отрицательные переживания, сообщите ему об этом. Для этого используйте «Я-сообщения» в разговорах с Вашим ребенком. Когда Вы говорите о своих чувствах ребенку, говорите от первого лица. Сообщите о себе, о своем переживании, а не о нем, не о его поведении («Я чувствую себя расстроенной», а не «ты меня расстраиваешь» ). Делиться своими чувствами — значит доверять, обучать распознаванию собственного эмоционального состояния и состояния окружающих людей.

11. Помните, что физические меры воздействия и оскорбления категорически запрещены. Физические наказания, основаны на страхе перед болью. Даже если ребенок понимал, что виноват, порка снимает чувство вины – он как бы расплачивается за проступок. Наказывать ребенка лучше, лишая его хорошего, чем, делая ему плохое. Придумайте несколько регулярных занятий с ребенком, семейных дел, традиций, чтобы ребенок ждал их и знал, что они наступят обязательно. Отменяйте их, только если случился проступок, действительно ощутимый, и Вы на самом деле расстроены. Однако не угрожайте их отменой по мелочам.

12. Похвала за усилие любое совершенное ребенком усилие, попытку достичь цели необходимо отмечать и поощрять. Не важно, к каким результатам он пришел, главное — отметить старание. Оставить это без положительной оценки нельзя. Тот факт, что Вы оценили, пусть небольшое, достижение ребенка, принесет ему ощущение успеха, радости, удовлетворения от проделанной работы, что уже будет являться наградой. Повышение самооценки....

13. Старайтесь максимально больше проводить с ребёнком своё свободное время, чтобы он чувствовал себя нужным и любимым. Важно не сколько времени Вы проведете со своим ребенком, а как Вы это свободное время, организуете (насыщено эмоциональным теплом). Использовать в общении приветливые фразы. (Например, мне с тобой хорошо. Я рада тебя видеть. Мне нравится как ты… Я по тебе соскучилась. Как хорошо, что ты у нас есть. Ты мой хороший.) Это укрепляет уверенность ребенка, его чувство самоценности, его самооценку.

14. Обеспечьте спокойную обстановку во время выполнения домашних заданий. Гармонично чередуйте интеллектуальную и физическую нагрузки. Делайте короткие перерывы на активный отдых. Общая продолжительность занятия не дольше часа. Избегайте перегружать ребенка дополнительными занятиями, компьютер + телевизор = не более 1 часа в день. “Хорошо работает тот, кто хорошо (а главное – правильно) отдыхает”. Активный отдых (особенно на свежем воздухе) лучше всего помогает легче адаптироваться к учебе, а бесцельное времяпрепровождение (если ребенку нечем заняться) может еще больше утомить его. Позитивный пример родителей и теплая эмоциональная обстановка помогут адаптироваться к учебе без стрессов.

Статью подготовил психолог ГЦМП Лапардина Галина Михайловна